Сахалинская областная организация ОООВ «Российский союз ветеранов»  
Новости

«С именем «Новик»

Опубликовано: 30.09.2019 / Обновлено: 30.09.2019

«Большинству российских читателей и краеведов известен легендарный крейсер «Новик», участник русско- японской войны 1904-1905 годов. О нем ходят легенды, слагаются стихи и песни. Командиры и члены экипажа остаются символом мужества и бесстрашия, примером для подражания многих поколений российских моряков и простых граждан», - так в своем обращении к читателю начинает свое исследование Надежда Шаброва в книге «С именем «Новик», выпущенной в Южно-Сахалинске в 2011 году.

«Новик» был построен на верфи в германском Данциге по заказу Морского министерства России. Это был проект совершенно нового типа военного судна со скоростью хода до 25 узлов, аналогов ему не было в мире. 23 апреля  1902 года корабль завершил официальные испытания при полном ходе и 15 мая покинул Данциг, взяв курс на Кронштадт. 14 сентября 1902 года крейсер начал свой длительный переход на Дальний Восток. И только 02 апреля

1903 года, завершив кругосветное плавание, он достиг, наконец, Порт-Артура и был зачислен в состав эскадры Тихого океана. Экипаж крейсера состоял из 12 офицеров, 316 кондукторов и нижних чинов, всего 328 человек.

С 09 сентября по 15 ноября 1903 года на крейсере в качестве мичмана проходил службу А.В. Колчак, будущий адмирал, лидер белого движения на Урале и в Сибири. Это был знающий свое дело специалист, служивший царю и отечеству и преданный военно-морскому флоту.

28 января 1904 года, спустя сутки после начала войны России с Японией, к Порт-Артуру была стянута вся японская эскадра. Никто из экипажа и предполагать не мог, что ждет корабль в дальнейшем.

На Сахалин, в пост Корсаковский, крейсер прибыл 7 августа 1904 года, уходя от преследования японской эскадры. Здесь команда должна была пополнить запасы угля и двинуться в порт назначения во Владивосток, но непредвиденные обстоятельства сложились не в пользу русского крейсера. Он в одиночку дал бой японской эскадре. Получив три пробоины, крейсер стал тонуть. Моряки судна не сдались в плен японцам, а затопили «Новик» недалеко от Корсаковского маяка, около мыса Эндум, хотя получили приказ взорвать крейсер, а имущество раздать бедным и взять с них росписки.

До утра 09 августа поступавшие в Петербург телеграммы о гибели «Новика» не пропускались в печать. Но об этом продолжала поступать информация от иностранных информагенств. Российским газетам ничего не оставалось, как сообщить, что «7 августа флот лишился лихого и славного, самого быстроходного из российских крейсеров, бывшего красой русского флота и грозой японцев....».

После похорон погибших матросов, 13 августа командир крейсера М.Ф. фон Шульц выехал из поста Корсаковского в сопровождении механика Б.В. Жданова по вызову адмирала флота Скрыдлова для того, чтобы принять командование крейсером 1 ранга «Громобой». Они отправились по западному побережью Сахалина до поста Косунай (Ильинск), затем водным путём до поста Александровского, а оттуда - во Владивосток. Дальнейшее наблюдение за работой по снятию оборудования с «Новика» капитан поручил старшему офицеру, лейтенанту К.А. Порембскому.

В Корсакове моряки провели 10 дней. 17 августа 1904 года основная часть команды крейсера «Новик» в составе 264 нижних чинов и 7 офицеров под руководством лейтенанта Порембского покинула пост Корсаковский вместе с обозом, запряженным лошадьми, с быками, провизией и кухней. На посту оставалось 52 человека экипажа во главе с лейтенантом А.П. Максимовым, чтобы по возможности снять все самое ценное с затонувшего крейсера и отвезти в более безопасное место. Они с почестями и грустью проводили основную команду крейсера в дальний путь, которая отправилась по сахалинским каторжанским дорогам, болотам и бездорожью в пост Александровский, чтобы оттуда переправиться на материк. Моряки проходили в сутки по 25- 30 верст (26-32 км). Путь предстоял очень длительный и трудный. Необходимо было преодолеть более 500 верст.

«Душа «Новика» идет по Сахалину», - писал в своем дневнике А.В. Фрейлих- ман, инженер-механик крейсера.

Силы некоторых моряков были на исходе. Они падали в болотистую жидкость и не могли подняться. Однако через какое-то время догоняли своих товарищей, которые останавливались на привале. Не всем было суждено дойти до конечного пункта назначения. 5 моряков скончались от полученных ран и изнурительного длительного похода. Они были похоронены с почестями в местечке, обозначенном на карте Сахалина, как Крес

хоронены с почестями в местечке, обозначенном на карте Сахалина, как Кресты, находящемся в верховьях реки Поронай. В японском источнике место захоронения моряков, как им указывали айны, называлось «Новик».

Первая ночевка, 19 августа, была сделана во Владимировке (г. Южно-Сахалинск). Военные моряки воочию увидели все ужасы сахалинской каторги. Каторжане и беглые бродяги встречались им с первого дня высадки и на всем пути следования. Во всех населенных пунктах моряков встречали хлебом-солью с надписями на арках «Героям «Новика» или «Привет морякам».

2 сентября моряки прибыли в селение Онор. Там они встретились с политическим ссыльным Б. Пилсудским.

19 сентября команда крейсера «Новик» вошла в селение Гродеково Тымовского округа, находившееся в его центральной части. В селении Рыковское (Кировское) команда крейсера «Новик» соединилась с моряками, следовавшими на кунгасах (часть команды плыла на кунгасах по Поронаю, остальные шли по бездорожью), в двадцатых числах сентября. По воспоминаниям старожилов - 23-24 сентября 1904 года духовой оркестр играл у стен церкви Казанской Божьей Матери (ныне помещение Дома культуры с. Кировское).

До конечного пункта следования оставалось около 100 верст. Далее путь шел через селения Андрее-Ивановское, Мало-Тымово, Пиленговский перевал, Михайловку. В конце сентября 1904 года изнуренные, но счастливые моряки вместе со своими командирами прибыли в пост Александровский. Команда крейсера была отправлена на судне в Николаевск-на-Амуре.

Надо сказать, на крейсере был свой оркестр, составленный ещё в Германии из матросов. Официально были зачислены в команду 2 горниста и 2 барабанщика. Остальные члены оркестра, владеющие музыкальным слухом и игре на духовых инструментах, играли на добровольных началах. Деньги на инструменты были собраны первой командой «Новика»: капитаном 2-го ранга П.Ф. Гавриловым и офицерами. Словом, на крейсере «Новик» в свободное время звучал оркестр, поднимая настроение всей команде. Уходило судно в море с музыкой, и возвращались моряки домой тоже под звуки оркестра. По сахалинской земле моряки также шагали с оркестром. Музыканты ни за что не хотели бросать инструменты, даже когда были очень трудные переходы.

«Душа «Новика» так и осталась на Саха-лине и не найдет себе покоя пока не будут увековечены имена тех, кто погиб в неравном бою с японцами, умел от оан в госпи-

увековечены имена тех, кто погиб в неравном бою с японцами, умер от ран в госпитале, в пути следования по острову. О моряках крейсера II ранга «Новик» помнят потомки, о подвиге моряков не должны забывать последующие поколения. Подвиг моряков крейсера «Новик» служит примером стойкости, выносливости, преданности и любви к своему Отечеству», - так закончила свое повествование о легендарном крейсере «Новик» Надежда Шаброва, наша землячка, за что ей глубокая признательность и уважение за столь подробное описание судьбы команды и крейсера в книге «С именем «Новик».

Крейсер II-го ранга «Новик» вписал в историю российского военно-морского флота много героических страниц. Главное его достоинство - это моряки, закаленные соленым ветром и штормами, с несгибаемой перед трудностями волей.

Считаю, мы не имеем права забывать свою историю, героев, проявивших мужество, защищая свою Редину. Команда крейсера «Новик» проявила героизм, как в боевых действиях с японцами, так и в преданности к музыке, считая ее важным элементом в поднятии боевого духа, без которого не может быть победы. Не все члены команды дошли до конечного пункта. Но, несмотря на трудности, боевые духовые инструменты не были оставлены в пути. Напротив, в населенных пунктах своей игрой они поднимали населению дух, вселяли надежду, веру в победу нашей армии и народа, как бы трудно не приходилось.

Кто хоть раз в жизни видел и слышал военный духовой оркестр, тот вряд ли забудет впечатление, которое производит его игра, подчеркнуто воинская дисциплина музыкантов и особая мелодия, вызывающая чувства высокие и сильные. И не важно, что играет оркестр - марши или классику, танцевальные мелодии или похоронный марш. Где бы он не выступал, ему всегда гарантирован успех и любовь слушателей. Будь то военный парад, концерт на эстраде или выступление на центральной городской площади или в парке.

По случайному счастливому совпадению, а может это предопределено судьбой, 23 сентября, впервые в истории района, в Тымовском состоится выступление Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ. Считаю, это историческое событие для района. Ведь день в день, 23 сентября 1904 года, ровно 115 лет назад, духовой оркестр легендарного крейсера «Новик» воодушевлял игрой моряков, население, каторжан в селе Ры- ковское (Кировское). Конечно, большая честь для нас, тымовчан, услышать игру заслуженного коллектива.

заслуженного коллектива. Это большой праздник для всего района. Спасибо за это им и тем, кто организовал такое событие. Понимаю, что у состава военного оркестра напряженная программа, все расписано по часам, его ждут в других се¬лах Сахалина, но как хотелось бы, чтобы стены церкви Казанской Божьей Матери, реставрированные в 30-е годы под ДК в с. Кировское, слышавшие звуки духового ор-кестра команды «Новик», спустя 115 лет, услышали бы инструментальную музыку вновь. На земле, пропитанной кровью в Первую и Вторую мировые войны, отдавал бы почести русским воинам самый главный военный оркестр страны!

Это была бы дань памяти истории, её славным событиям, когда даже поражение, как это было в случае с крейсером «Новик» в русско-японской войне, не сломило дух его команды. Когда музыка вдохновляла выходить из положения с поднятой головой, с достоинством и честью. Как хотелось бы, чтобы это утвердили и наши заслуженные музыканты.

И ещё. Место захоронения моряков-«новиковцев» в верховьях Пороная известно, и хорошо, если б нашлись инициативные сахалинцы, которые смогли бы организовать там установление памятного знака в честь погибших героев. Это нужно во имя справедливости и памяти, воспитания патриотизма в нынешнем поколении, чтобы не было сомнения ни у кого о неделимости Сахалинской области.

Повторюсь в благодарности автору книги «С именем «Новик», проведшему огромную исследовательскую работу при написании книги, которая позволяет нам, потомкам, не забывать наших героев, чтить их, воспитывать на примере моряков легендарного крейсера патриотические чувства у нынешнего поколения, утверждая историческую правду, правду о чести и достоинстве нашего народа.

Уважаемый читатель, если Вам интересна дальнейшая судьба крейсера и его экипажа, прочтите эту увлекательную книгу Н. Шабровой «С именем «Новик».

А. АГАФОНОВ, член Тымовского отделения ВОО “Дети войны”, с. Кировское

 

20 августа 2019 г.  «ТЫМОВСКИИ ВЕСТНИК» №44

Пристальнее вглядываясь в историю